МСТР проекта 174610: доступно, эффективно, современно
После распада Советского Союза в России не строили малых рыболовных судов. Рыбаки выжали максимум возможного с существующих малых рыболовных траулеров типа «Балтика» проекта 1328: увеличивали мощность главной энергетической установки, меняли винт, морозильный трюм переоборудовали под перевозку наливом, уменьшали надводный борт и увеличивали грузоподъемность. С учетом морально устаревшей конструкции и технического состояния существующих корпусов, возраст которых нередко превышает 40 лет, возможности дальнейшей эффективной и безопасной эксплуатации этих судов достигли своего предела.
Одним из первых больших проектов компании «АДОМАТ» стала глубокая модернизация малого рыболовного траулера «Капитан Лобанов» 1977 года постройки: с полной перестройкой корпуса, с заменой главного двигателя и переоснащением трюма для доставки улова наливом. Успешно реализованный проект дал понимание, что накопленные компетенции можно использовать для постройки и нового судна.
Подтверждением этому послужило намерение компании «МАРФИШ» в тесном взаимодействии с “АДОМАТ” получить мощное и универсальное судно, которое по возможности сможет заниматься несколькими видами промысла, доставлять улов к берегу в максимально свежем и неповрежденном виде.
Результатом сотрудничества стал проект малого рыболовного сейнера-траулера проекта 174610.
Перед разработкой проекта КБ «Адомат» проанализировало порядка 40 прототипов рыболовецких судов, которые строились в Норвегии, Дании и Ирландии, имеющие между собой разные философии лова рыбы.
В странах северной Европы считается нормальным при длине судна до 24 метров иметь ширину до 10 метров и осадку более пяти. Это суда технически сложные, хорошо энерговооруженные и, по сути, уже и не совсем прибрежного лова, хотя работают они в своей экономической зоне.
Для мелководной Балтики привычны суда с шириной до 7 метров и осадкой до 3 метров. Не везде есть инфраструктура, которая может принять и обслужить суда с бóльшими размерениями. Но "МАРФИШ" стремился реализовать современные решения по траловому комплексу, обработке и хранению улова, сделать приемлемые условия для обитания экипажа. Продумывалось все до мелочей. Принципиальными характеристиками нового судна были определенные мощность двигателя, тяговое усилие лебедок, объем трюма и реализованная система RSW-танков
Суммируя желания и возможности, по мере формирования технических требований к проекту, вводились ограничения по габаритам, осадкам, оборудованию, в конечном итоге – по стоимости.
«По сути, проект 174610 – это совместная работа "Адомата" и "Марфиша".
Мы высказывали свои пожелания, а специалисты КБ воплощали это в проекте, так этот проект и родился».
– Денис Александрович Парфенюк, директор ООО «МАРФИШ»
МСТР проекта 174610 задумывался как многофункциональное судно для промысла пелагическими, донными тралами или кошельковым неводом. В процессе проработки концепции было сделано больше десяти эскизов с различными планировками жилых и служебных помещений, грузовыми пространствами, промысловыми схемами. На финиш вышел концепт кормового траулера, но в названии проекта решили оставить "сейнер", подчеркивая тем самым, что судно может быть построено или переоборудовано в процессе эксплуатации под разные нужды.
При заказе проекта предлагается выбор силовых установок, траловых комплексов; возможность установки оборудования для сейнерного лова; модульная надстройка с цехом рыбопереработки или без такового; разные виды грузовых пространств с сохранением улова в охлаждаемой морской воде (RSW) или в ящиках со льдом; комбинации подруливающих и грузовых устройств; возможность промысла в различных морских условиях.
О «Всеславе»
Проект МСТР разработала команда конструкторов КБ «Адомат». Строительство судна началось 14 марта 2019 года. Церемония спуска на воду состоялась 16 сентября 2020 года. Судно передано заказчику 7 сентября 2022 года.
Основные характеристики МСРТ проекта 174610: |
|
Длина |
26,62 м |
Длина судна между перпендикулярами |
23,1 м |
Ширина |
8,50 м |
Осадка по грузовую марку |
4,28 м |
Водоизмещение при осадке по летнюю грузовую марку |
547,8 т |
Дедвейт при осадке по летнюю грузовую марку |
251,5 тонны |
Мощность ГД |
746,0 кВт |
Объем грузовых танков RSW |
200,0 м3 |
Автономность |
7 сут. |
Максимальная скорость |
11,5 узлов |
Экипаж |
6 чел. (10 койко-мест) |
Траулер проекта 174610 предназначен для круглогодичного лова салаки, кильки, трески и камбалы пелагическими, донными и близнецовыми тралами по кормовой схеме траления и транспортировке улова наливом в охлажденном виде к местам приема и переработки рыбы на берегу.
При лове пелагических пород рыб, трал частично подбирается на барабан, за борт опускается шланг, пойманная рыба вакуумным насосом перекачивается из трала через водоотделитель и попадает в один из пяти танков с охлажденной морской водой.
При работе донными и близнецовыми тралами, выгрузка улова при помощи крана осуществляется в приемный бункер кутками по полторы-две тонны. В технологическом помещении рыба попадает на сортировку и частичную разделку. Центральный танк, увеличенного объема, универсальный, может использоваться для хранения такого улова в ящиках со льдом.
В конструкции грузовых танков в качестве изоляционных материалов «Адомат» применил комбинацию пенополиуретана различной плотности и полимочевины, наносимые на металлические поверхности. Данная изоляция обладает достаточной механической прочностью, долговечностью, и сводит практически к нулю теплопотери на корпус судна (отсутствуют «мостики холода»). В последующей эксплуатации судна, при проведении ремонтных работ, изоляция достаточно легко демонтируется частями и так же легко восстанавливается при небольших затратах.
Судно предназначено для круглогодичной эксплуатации в незамерзающих морях, в ограниченном районе плавания R2 – плавание в морских районах на волнении с высотой волны 3-процентной обеспеченности 7,0 м, с удалением от места убежища не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль. в том числе в ледовых условиях в соответствии с ледовым классом Iсе1.
По желанию судовладельца, расчеты прочности корпусных конструкций, определение расчетных нагрузок, выбор и назначение толщин листов наружной обшивки, переборок, настилов, элементов набора, размеров шпаций выполнены по нормам Правил РС для района плавания R1 с расчетной высотой волны 3–% ой обеспеченности – 8,5 м.
Устройство "Всеслава"
Корпус стальной сварной. Для облегчения веса и снижения центра тяжести судна, надстройка 2-го яруса, рулевая рубка и мачта – из алюминия. Баковая оконечность судна закрыта металлическим тентом, что защищает экипаж при работе на палубе во время непогоды, и снижает вероятность обледенения якорного и швартовных устройств при отрицательных температурах.
Судно оснащено дизель-редукторной энергетической установкой, с винтом регулируемого шага в неповоротной насадке и рулевым устройством расположенными в корме. Для улучшения управляемости в носовой оконечности судна установлено подруливающее устройство.
В соответствии с классом автоматизации AUT3, траулер не требует постоянного присутствия вахтенного в машинном отделении.
На «Всеславе» установлен главный двигатель V8, 746 кВт при 1600 об/мин. Редуктор – передаточное число 11,43:1, со встроенным механизмом изменения шага и двумя отборами мощности: для привода валогенератора, и с расцепительной электрической муфтой для привода главного масляного насоса судовой гидросистемы. Винт диаметром 2,7 м, упором 15 тонн при скорости траления 4,5 узла.
«Рыбак» оборудован валогенератором 119 кВт и двумя дизель-генераторами по 119 кВт, а также вспомогательным водогрейным котлом на дизельном топливе тепловой мощностью 150 кВт.
Траулер имеет систему охлаждения морской водой (RSW) на базе двух полугерметичных, поршневых компрессоров, с теоретическим объемом всасывания 110 м3/час, и кожух отрубного испарителя затопленного типа.
Траулер оборудован полным комплектом оборудования радионавигации и связи в соответствии с установленным районом плавания. Также «Всеслав» оснащен подкильным эхолотом и рыбопоисковым гидролокатором.
В качестве промыслового оборудования на судне установлен гидравлический траловый комплекс, производства Дании. Он включает в себя: три раздельных траловые лебедки, тяговое усилие 11 тонн на первом слое, канатоемкость 1100 метров стального троса 16 мм; двойной сетной барабан, тяговое усилие 11 тонн на первом слое, емкость барабанов 6 и 9 м3; вспомогательный барабан-лебедка, тяговое усилие 8 тонн; и лебедка тралового зонда. В комплекте так же поставлены: главный гидравлический насос 150 кВт с приводом от редуктора, резервный электрический насос 75 кВт, вся необходимая арматура и органы управления. Дополнительно установлен траловый компьютер для автоматического управления длиной ваеров и усилия на траловых лебедках; контроля сетных барабанов. Комплекс специально проектировался под проект 174610. Гидравлические лебедки с прямым приводом от гидромоторов отличаются хорошим соотношением «масса / габариты / тяговое усилие», что в свою очередь положительно сказывается на весовых характеристиках судна, остойчивости и управляемости.
Также датчане поставили рулевую машину, перо руля с баллером и гельмпортом, и якорно-швартовную лебедку.
Дополнительно «Всеслав» оборудован электрической лебедкой для работы с кутком трала. Еще на судне предусмотрена установка вспомогательного кормового крана на траверзе портала.
В качестве грузоподъемного устройства на МСТР проекта 174610 используется кран-манипулятор электрогидравлический, грузоподъемностью 3 тонны на максимальном вылете 6 метров, предназначенный для операций с грузами, а также перемещения персонала в специальной корзине. В соответствии с требованиями Правил Классификационного общества, наличие грузо-людского крана снимает требование о наличии дежурной шлюпки на борту судна, что в свою очередь позволяет сэкономить место на промысловой палубе.
Автономность плавания судна составляет 7 суток в соответствии с «Санитарными требованиями к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры» 2020 года. На траулере предусмотрены: одноместная каюта, три двухместных каюты, одна трехместная каюта. Каждая каюта имеет спальное место, стол, диван, шкаф и умывальник с холодной и горячей водой.
Имеются общий санузел, душевая и прачечная со автоматическими стиральной машиной и сушилкой.
Кают-компания позволяет одновременно разместить 8 членов экипажа для приема пищи или отдыха.
Судно, по затратам на топливо и содержание экипажа, сопоставимое с МРТК типа "Балтика", при этом обладает трехкратным запасом по мощности и использует различные промысловые схемы и орудия лова даже в течение одного рейса. Судно в полной мере может заменить находящиеся в эксплуатации более 40 лет рыболовные траулеры проекта «Балтика» в соотношении 1 к 3, а при незначительных изменениях и суда других проектов для прибрежного лова. Проектом заложены высокие мореходные качества, позволяющие увеличить промысловое время; большое грузовое пространство для сохранения улова; высокий класс автоматизации судна (AUT3, без постоянного несения вахты в машинном отделении), значительно снижающий долю ручного труда и требующий минимума обслуживания на промысле.
Капитан судна отмечает идеальную управляемость траулера и прекрасную обзорность на ходовом мостике, подчеркнув: «Это принципиально другой уровень рыбопромысловых судов»
Проект 174610 одобрен Минпромторгом, и может претендовать на субсидию 25-30% от стоимости капитальных затрат на постройку судна